Благодаря этому монополисты установили свои цены на сигареты
12 мая 2017 года в медиа – центре «Qafqaz Xeber» состоялась пресс- конференция руководителя компании «Akşin – N» Нисбат Фархадовой и ее адвоката Таир Ханалиева. Как заявил во время пресс- конференции Таир Ханалиев в Азербайджане очень долгое время импорт табака осуществлялся на основании гослицензии. “Это привело к установлению монополий. Сегодня в Азербайджане табачный рынок разделен между четырьмя компаниями и одной из них является компания «CRESCO». Эта компания прошла юридическую регистрацию в Украине», – заявил адвокат. По словам Таира Ханалиева, 21 декабря 2015 года президент издал указ об отмене лицензий на поставку в Азербайджан алкоголя и табачных изделий.
«Многие бизнесмены, в том числе и Нисбат Фархадова, поверили в то, что монополии в Азербайджанской Республике будут уничтожены и будут созданы все условия для свободной конкуренции. Нисбат Фархадова заключила договор с расположенной в городе Гродно Республики Беларусь компанией NEMAN производящей табак. Все документы были представлены Министерству финансов, так как для ввоза в страну табака необходимо наличие акцизных марок, представленных Минфином», – заявил адвокат. Как отметил Таир Ханалиев, Министерство финансов под различными предлогами отказывалась от предоставления акцизных марок. «Нисбат Фархадовой открыто говорили, что табачный рынок полностью монополизирован», – сообщил адвокат. Таир Ханалиев рассказал о действиях своего подзащитной.
«Нисбат Фархадова жаловалась в Апелляционный совет при президенте Азербайджанской Республики. 2016 года при президенте и при органах исполнительной власти были созданы апелляционные советы. Целью создания этих органов является борьба с явлениями, которые мешают развитию предпринимательства. Апелляционный совет при президенте рассматривает жалобы, которые поступают от апелляционных советов местных исполнительных органов. Апелляционный совет при президенте принял постановление, которое объявило незаконным решение Министерства финансов.
На Министерство финансов была возложена задача предоставления Нисбат Фархадовой акцизных марок. Постановление Апелляционного совета при президенте до сегодняшнего дня не было исполнено, и Нисбат Фархадова до сегодняшнего дня не получила акцизных марок от Минфина», – заявил адвокат. «Нисбат Фархадовой заявляют о том, что контракт заключенной между ее компанией и компанией NEMAN» ликвидирован и поэтому она не может получить акцизные марки.
А компания «CRESCO», которая является одной из компаний – монополистов, получила акцизные марки, без всякого заключенного договора. А ведь Министерство финансов не имеет право предоставлять акцизные марки без наличия заключенного договора. Это доказывает, что Минфин не смогло в правовом поле препятствовать вхождению «Akşin – N» на рынок табачных изделий и поэтому оно направила акцизные марки компании «CRESCO». Лишь после получения акцизных марок «CRESCO», заключила договор с компанией «NEMAN»», – заявил Таир Ханалиев.
После адвоката на пресс- конференции также выступила и глава «Akşin – N» Нисбат Фархадова. « Я уже двадцать пять лет занимаюсь бизнесом. После издания президентского указа о ликвидации лицензий на импорт табачных изделий и алкоголя я обратилась в Администрацию президента, и сообщил о том, что я собираюсь заняться импортом табачных изделий. Меня направили к заместителю министра финансов Азеру Байрамову. Он пообещал мне всяческую помощь. Я спросила его, когда я смогу получить акцизные марки на сигареты, которые собираюсь импортировать в страну. Заместитель министра сказал, что я могу получить акцизные марки в течение пяти дней. После этого я направила своего представителя в город Гродно для заключения договора с компанией «NEMAN».
После этого я обратилась министерство финансов за получением акцизных марок. 16 июня 2016 года заведующий отделом налоговой политики и доходов Фикрет Ширинов сообщил мне о том, что в стране существует недостаток акцизных марок, но скоро будет проведен тендер, на котором будет установлен производитель акцизных марок. Мне удалось попасть на прием к министру финансов Самиру Шарифову.
Он сказал, что как только были отменены лицензии, четыре компании, которые контролировали поступление в страну сигарет, выкупили все акцизные марки и поэтому в стране нет акцизных марок. Но он заявил, что в августе 2016 года я обязательно получу акцизные марки. Но в августе я так и не дождалась акцизных марок. В октябре 2016 года я обратилась с жалобой в Апелляционный совет Министерства финансов. Глава секретариата совета и по совместительству пресс- секретарь Минфина Маис Пириев сообщил мне о том, что акцизные марки будут предоставлены мне в скором времени. В начале ноября 2016 года заведующий отделом налоговой политики и доходов Фикрет Ширинов встретился со мной и сказал, что акцизные марки уже поступили в страну. «Но у вас возникла одна очень большая проблема», – сказал Фикрет Ширинов. Я спросила его, о какой проблеме идет речь? «Акцизные марки не могут мне быть предоставлены, потому, что Минфин получил письмо, в которой говориться о том, что компания «NEMAN» уже ликвидировала заключенный с вами договор. А акцизные марки могут быть предоставлены лишь при наличии договора. Я же ответила, что информация о ликвидации договора должна быть направлена не Министерству финансов, а мне, человеку, который заключил договор с компанией “NEMAN”.
«Откуда у вас это письмо?», – спросила я у Фикрет Ширинова. «Кто – то проходил мимо Минфина и оставил письмо», – ответил заведующий отделом. Я обратилась в компанию «NEMAN» для того, чтобы выяснить действительно ли договор, заключенный с моей компанией был ликвидирован. 28 ноября 2016 года я получила письмо из компании NEMAN, в котором говорилось о том, что договор, заключенный с моей компанией, сохраняет силу.
Как мне удалось выяснить, Минфин предоставил акцизные марки компания «CRESСO», которая заключила договор с «NEMAN». Хочу обратить ваше внимание на то, что в «CRESСO» получила акцизные марки до заключения договора с этой компанией. Cегодня сигареты этой компании уже продаются в Азербайджане. Одна пачка сигарет ООО NEMAN стоит в Азербайджане один манат 80 гяпиков», – заявила руководитель компании. «LEGION связался с заместителем генерального директора компании «NEMAN», А.П.Шагуном, который заявил нам, о том, что договор с «Akşin – N» все еще сохраняет силу», – сообщил присутствующий на пресс- конференции представитель агентства LEGION. «В любом государственном ведомстве имеются свои юристы.
В законодательстве четко указано, при каких условиях, может быть ликвидирован договор. Согласно этим условиям договор может быть ликвидирован или с согласия обоих сторон, или же по решению суда. Заявление Минфина о ликвидации договора между «Akşin – N» не имеет никакой правовой силы. Министерство финансов, основываясь на какое – то письмо заявляет, что договор заключенный c «AKŞİN – N» ликвидирован.
Наличие монополий ставит под сомнение все наше будущее. С такими явлениями нужно бороться. Если компания «NEMAN», в случае предоставления Министерством финансов акцизных марок, все же ликвидирует договор с Нисбат Фархадовой, то глава «Akşin – N» может потребовать от этой компании выплату огромной компенсации. Руководство этой компании об этом прекрасно знает. Я говорил по телефону с руководителями этой компании. Они заявляют о том, что договор с «Akşin – N» все еще сохраняет силу. «Пусть Министерство финансов предоставит Нисбат Фархадовой акцизные марки, и мы вышлем ей наш товар», сказали они мне», – заявил Таир Ханалиев. « А кто конкретно стоит за компанией «CRESCO»?», – спросил корреспондент Kanal 13 Теймур Керим. «У меня нет конкретной информации об этом.
Но только то, что этой компании оказывается покровительство на самом высоком уровне. Сегодня разговоры относительно отмены монополий рассчитаны на обман обывателя», – считает адвокат. «Какой ущерб был нанесен вам в результате действий Министерства финансов?», – спросили журналисты у Нисбат Фархадовой. «Сумма нанесенного мне Министерством финансов ущерба составляет около миллиона манатов. Благодаря Минфину «Akşin – N» стал банкротом», – сообщила глава компании.
«Минфин должен выполнить свои обязательства и предоставить Нисбат Фархадовой акцизные марки. Сегодня из – за действий чиновников, азербайджанские предприниматели не заинтересованы в инвестициях в экономику страны. Это очень опасная тенденция. Куда мы идем?», – выразил свое возмущение адвокат Таир Ханалиев. «Что мы можем сделать для того, чтобы решить данную проблему?», – спросил заместитель руководителя пресс- центра имени Гасанбека Зардаби Асад Алиев.
« Я знаю, что в других странах в случае вмешательства общественности такая проблема давно уже была бы решена. Но в Азербайджане такого не происходит. Думаю, что СМИ должны обращаться в государственные органы с запросами по этому делу, чтобы воздействовать на чиновников мешающих развитию частного бизнеса. Апелляционный совет при президенте принял решение в пользу Нисбат Фархадовой.
Но решение Апелляционного совета при президенте не исполняется. Зная реалии Азербайджана, я не верю в то, что данная проблема может быть решена в судебной плоскости», – сказал адвокат. «Нисбат Фархадова заявила о том, что сигареты компании «NEMAN» уже привозятся в Азербайджан, и что одна пачка сигарет этой компании продается по цене один манат 80 гяпиков. А если на табачном рынке страны не было монополий, то, за сколько продавались бы сигареты этой компании?», – поинтересовались журналисты. «Монополисты поэтому и не пускают в рынок другие компании, для того, чтобы иметь возможность продавать свои товары по высоким ценам. Если бы не было монополий, то сигареты компании NEMAN продавались по цене 50 – 60 гяпиков», – ответил адвокат.
Рашад Рустамов
LEGION