Видеоролик, в котором судебные исполнители, Губинского отдела исполнения, несмотря на рыдания и стенания Нурай Байрамзаде насильно отнимают ее у воспитавшей ее тети, и передают ее отцу, вызвал большой резонанс в обществе.
После распространения этого видеоролика представители исполнительной власти Губы встретились с Нурай, с ее отцом и тетей. Как сообщили СМИ из комиссии по опеке Губинского района, между сторонами в течение многих лет продолжалась судебная тяжба. «К нам потупило обращение от малолетней Нурай Байрамзаде. Мы для расследования этих обращений вызвали представителей всех сторон и переговорили с ними.
Ребенок в присутствии своего учителя, тети, психолога заявил о том, что не хочет жить со своим отцом. Комиссия представила свое мнение, учитывая желание ребенка. Но, о последнем судебном постановлении комиссия не знала», – заявила заместитель главы исполнительной власти, руководитель комиссии по опеке Рахшанда Байрамова. Как сообщил председатель Губинского районного суда Физули Панахов, согласно постановлению суда от 2009 года Нурай должны были отобрать у тети и передать ее отцу. «После этого, стороны обратились в судебные органы высшей инстанции.
Верховный суд оставил в силе решение районного суда. Так как это постановление не было исполнено добровольно, оно было исполнено в принудительном порядке 7 декабря», – сообщил Физули Панахов (АПА).
В Азербайджане действует целый Государственный комитет по делам семьи, женщин и детей. Мы решили выяснить, что думает про действия судебных исполнителей руководитель этого комитета Хиджран Гусейнова.
«Вы знаете, я сейчас не могу ответить на ваш вопрос. Этим вопросом у нас занимается наша мониторинговая группа», – заявила Хиджран Гусейнова агентству LEGION.
«Я смотрела этот видеоролик. Думаю, что судебные исполнители, которые насильно отняли Нурай у ее тети, обязательно должны быть привлечены к ответственности. Это настоящая дикость.
Даже если суд принял решение передать Нурай ее отцу, судебные исполнители должны были осуществить это в поэтапной форме, в присутствии психолога, с участием воспитавшей ее тети и отца. Если даже после этого Нурай отказалась бы жить с отцом, то ее нельзя было насильно отнимать у тети», – считает первый заместитель председателя Государственного комитета по делам семьи, женщин и детей Айнур Софиева. Как сообщила Айнур Софиева, по ее сведениям Нурай в данный момент находится у тети.
«Мы договорились с ней встретиться в понедельник в Государственном комитете по делам семьи, женщин и детей. Даже если они не придут в Государственный комитет, мы соберем свою мониторинговую группу по защите детей от насилия в Губе и примем все соответствующие меры», – сообщила первый заместитель председателя комитета.
Как руководство Министерства юстиции оценивает действия своих сотрудников, применивших насилие по отношению к 10 летней Нурай? Для получения ответа на этот вопрос мы обратились к руководителю пресс – службы Министерства юстиции Саяду Меджидову.
«Я ничего об этом не знаю. Почему вы ко мне обращаетесь?», – спросил пресс – секретарь корреспондента агентства LEGION.
«А к кому мне обращаться? Вы же являетесь руководителем пресс – службы Министерства юстиции», – ответил наш журналист.
«Сегодня я не занимаюсь вопросами прессы», – сказал пресс – секретарь. «А кто тогда в Министерстве юстиции занимается вопросами прессы?», – спросил наш журналист.
«Вы посмотрите сайт Министерства юстиции. Там вы найдете ответы на интересующие вас вопросы», – ответил пресс – секретарь и положил трубку.
Мы посмотрели сайт Министерства юстиции, но, к сожалению, не нашли в нем ответа на вопрос о том, будут ли привлечены к ответственности судебные исполнители применившие насилие по отношению к 10 летней Нурай.
Между тем напомним, что 7 января на сайте LEGION была опубликована статья под названием «Правозащитник требует привлечения судисполнителя к уголовной ответственности».
В статье рассказывалось об обращении в информационное агентство проживающей на территории Сабунчинского района Ирады Зейналовой. В своем обращении Ирада Зейналова сообщила о захвате принадлежащего ей жилья расположенного по адресу Сураханский район, поселок Гарачухур, улица Заура Шарифова дом 2, квартира 1. «Группа граждан, используя статус вынужденного переселенца, захватила квартиру, которая является моей частной собственностью.
Согласно постановлению Сураханского районного суда от 4 марта 2011 года захватившие мою квартиру Мамед Рустамов, Шовкет Рустамов и Аршад Рустамов должны быть выведены из моей квартиры. А квартира, расположенная по адресу Сураханский район, поселок Гарачухур, улица Заура Шарифова дом 2, квартира 1 жилье, должна быть возвращена в мою собственность. Исполнение постановления суда поручено чиновнику – исполнителю отдела исполнения Сураханского района Рауфу Гусейнову. Но, к сожалению, постановление суда так и не было исполнено. Я пыталась выяснить причины неисполнения постановления суда в Сураханском отделе исполнения. Однако, на мои неоднократные обращения Сураханский отдел исполнения всегда отвечал обычными отписками», – сообщает Ирада Зейналова (LEGION).
Почему в одном случае судебные исполнители ретиво, даже не останавливаясь перед применением насилия по отношению к ребенку, исполняют решение суда, а в других случаях граждане годами не могут добиться исполнения постановления суда?
«Если Нурай Байрамзаде уже исполнилось десять лет, то она сама имеет право выбирать, с кем ему жить. Судебные исполнители обязательно должны были учитывать мнение ребенка. Ведь дети всегда стремятся туда, где их больше любят», – заявила LEGION бывший вице – спикер парламента, депутат Милли Меджлиса Говхар Бахшалиева.
По мнению депутата, граждане не должны в течение многих лет ждать исполнения судебного постановления.
«А допустившие нарушение сроков исполнения судебных постановлений исполнители должны быть привлечены к ответственности. В нашей стране все наладится только тогда, когда чиновники научатся исполнять свой служебный долг», – считает депутат Милли Меджлиса.
«Я считаю, что исполнители не должны были так поступать с десятилетней Нурай. Применение насилия по отношению к ребенку является не допустимым», – заявила агентству LEGION правозащитник Саадат Бенанярлы.
«Действительно, в Азербайджане многие судебные решения, годами ждут своего исполнения. Эти дела в основном связаны с судебными решениями, которые связаны с захватом чужого жилья беженцами и вынужденными переселенцами», – сказала Саадат Бенанярлы.
По мнению правозащитника, неисполнение судебных постановлений вызывает большое недовольство в обществе.
«Судебные исполнители должны следить за своим поведением и своей речью во время исполнения судебных постановлений. Особенно это касается исполнения постановлений, которые имеют социальную значимость», – считает правозащитник Мехрибан Зейналова.
«Как вы считаете, почему в одном случае исполнители вовремя и быстро решают постановления суда, а в других случаях дела годами ждут своего исполнения?», – спросил наш журналист.
«Потому, что исполнители не несут ответственность за неисполнение постановления суда. Думаю, что исполнителей, которые отказываются исполнять постановления суда нужно просто штрафовать. Тогда они будут работать по-другому», – уверена Мехрибан Зейналова.
Рашад Рустамов
LEGION