В истории независимости Азербайджана происходили разные события. Просуществовавшая недолго, АДР стала первой республикой на мусульманском Востоке. Шпионы-большевики в правительстве АДР положили конец независимости Азербайджана.
Как сообщает AZE.az, историки продолжают разбираться в зачастую трагических событиях тех лет.
«28 мая 2017 г. исполняется ровно 99 лет со дня провозглашения Азербайджанской Демократической Республики (АДР) – первой парламентской республики в Азербайджане и на мусульманском Востоке.
Просуществовало это “буржуазное” государство всего 2 года (1918-1920 гг), после чего на её месте возникло государство рабочих и крестьян – Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. Существует множество причин того, как легко и практически без сопротивления, пало это отнюдь не слабое в военном отношении государство, располагавшее 30-и тысячной армией.
Не единственной, но одной из главных причин падения Азербайджанской Демократической Республики под ударами XI Красной Армии 28 апреля 1918 г, явилось то, что правительство Азербайджана было в то время буквально нашпиговано агентами Кремля, практически открыто работавшими против своей страны под покровительством Москвы и вступившей с ней в сговор кемалистской Турции.
Одним из таких агентов был зам. генерал-губернатора Карабаха и Зангезура, а впоследствии зам. главнокомандующего Азербайджанским военно-морским флотом, этнический курд Чингиз Илдырым. В 1917–1919 годах Чингиз Илдырым работал в народном комиссариате национальностей России и руководил бюро по делам мусульман России при Совете Народных Комиссров РСФСР.
Работавший в 1917 г на руководящих постах в большевистском руководстве России, он, вернувшись в Азербайджан, каким-то образом сумел занять высокий правительственный пост в руководстве АДР.
Будучи агентом России, Чингиз Илдырым способствовал организации большевистских ячеек в армии и флоте Азербайджана, отпускал на свободу арестованных большевиков, тайно ввозил баржами оружие из Астрахани для вооружения большевистского подполья в Азербайджане.
Более того, он умудрялся поставлять морским путём нефть в советскую Россию, не имея на то разрешения азербайджанского правительства. Недавно было опубликовано интересное журналистское расследование Физули Сабироглу, проливающее свет на предательскую роль Чингиза Илдырыма в свержении правительства АДР (F. Sabiroğlu. Cümhuriyyəti satan adam: Çingiz İldırımın xəyanəti və qəribə aqibəti. Az.Vision.az. 24 Apel 2017).
Поражает как наглость и дерзость Чингиза Илдырыма, почти не таясь работавшего против своего собственного правительства, так и полнейшее бездействие Службы контрразведки Азербайджана во главе с Наги Шейхзаманлы (Кейкуруном).
Покрывал действия Илдырыма и его двоюродный брат – генерал-губернатор Карабаха и Зангезура Хосров бек Султанов, сразу после вторжения Красной Армии объявивший себя красным комиссаром, но, тем не менее, арестованный большевиками. Благодаря заступничеству Чингиза Илдырыма он был отпущен на свободу и эмигрировал в Турцию.
В канун Новруз байрама 22 марта 1920 г. армяне Карабаха, по наущению Москвы, подняли мятеж с целью отделения от Азербайджана. Национальные подразделения не могли сразу справиться с мятежом. Большая часть азербайджанской армии была снята с северных границ и брошена на подавление восстания. В итоге, граница Азербайджана с Россией осталась практически оголенной.
В результате, в 1920 г. в правительстве Азербайджана произошёл минипереворот: премьер-министр Насиб бек Юсифбейли был отправлен в отставку, как человек, неспособный руководить страной, а на его место парламент, при поддержке левых фракций, назначил пророссийского Мамед-Гасана Гаджинского.
Бывший шеф контрразведки Азербайджана Наги Шейхзаманлы (Кейкурун) в своих мемуарах, изданных в эмиграции, называет нового премьер-министра Азербайджана “предателем”. После назначения премьер-министром М-Г.Гаджинского, в министерство обороны Азербайджана стали поступать странные приказы.
Так, накануне вторжения XI Красной Армии министру обороны Азербайджана генералу Самед беку Мехмандарову и его заместителю генералу Али Ага Шихлинскому было отдано распоряжение не оказывать сопротивления Красной Армии, так как эта армия, якобы, направляется в союзную Турцию, чтобы оказать поддержку Ататюрку и братскому народу Турции в их борьбе против Антанты.
Сторонники большевиков в правительстве АДР действовали уверенно и безнаказанно. Накануне переворота, Чингиз Илдырым, воспользовавшись своим званием зам. главнокомандующего военно-морским флотом, посетил все пункты береговой охраны вокруг Баку и потребовал у ошарашенных солдат и офицеров сдать ключи от всех артиллерийских орудий. Таким образом, береговая охрана была полностью нейтрализована.
Как только части XI Красной Армии пересекли в ночь с 27 по 28 апреля 1920 г. границу Азербайджана, Чингиз Илдырым отдал приказ назначенным им ранее прокоммунистическим капитанам и офицерам кораблей военно-морского флота Азербайджана, поднять над судами красный флаг и направить артиллерийские орудия в сторону парламента страны.
Одновременно приказом замминистра обороны Азербайджана генерала Али Ага Шихлинского были разоружены солдаты бакинского гарнизона азербайджанской армии. Шихлинский лично призвал их не оказывать сопротивления вторгшимся в страну большевикам, так как большевики, якобы, являются союзниками Турции и идут помогать Ататюрку освобождать Стамбул от англичан.
По приказу генерала Шихлинского, заминированные для защиты от большевиков мосты на границе с Россией были разминированы, а разобранные по приказу губернатора г. Губы железнодорожные рельсы восстановлены, чтобы Красная Армия могла беспрепятственно войти в Азербайджан.
Тем не менее, на таможне ст. Ялама, несколько азербайджанских солдат и офицеров открыли огонь из стрелкового оружия по пересекшему границу российскому бронепоезду. Однако они не смогли причинить бронепоезду вреда, и были уничтожены ответным огнём.
На следующее утро после оккупации страны XI Красной Армией, не встретившей на своём пути почти никакого сопротивления, Парламент Азербайджана собрался на экстренное заседание. В разгар дискуссий в зал вошла группа азербайджанских большевиков во главе с Чингизом Илдырымом, который лично предъявил парламенту ультиматум о немедленной капитуляции и передачи власти большевиком, угрожая в противном случае разрушить здание парламента и центр города огнём из артиллерийских орудий расположенной в бакинской бухте и перешедшей на сторону большевиков азербайджанской флотилии.
Председатель парламентской фракции “Мусават” Мамед Эмин Расулзаде призвал народных избранников не сдавать власть большевикам, но большинство депутатов сочло сопротивление бесполезным и проголосовало за капитуляцию.
22 мая 1918 г. части азербайджанской армии, дислоцированные в г. Гяндже, в знак протеста против решения парламента о передаче власти большевикам, подняли восстание, возглавленное генералами Джавад беком Шихлинским (племянником перешедшего на сторону большевиков генерала Али Аги Шихлинского), генералом Мамед-Кули-Мирза Каджаром и полковником Джахангир беком Кязимбековым.
В восстании участвовали 3-й Гянджинский полк, Учебная команда 3-го Шекинского конного полка и 1 артиллерийская батарея: всего около 1 800 бойцов. Через три часа дивизия Красной Армии в Гяндже была полностью обезоружена и город перешел в руки восставших.
Красная армия бросила в сторону Гянджи несколько дивизий и начала обстрел города из артиллерийских орудий. Однако ответным огнём восставших, артиллерия большевиков была подавлена, а наступающая кавалерийская дивизия РКК полностью разгромлена. На рассвете 26 мая советские части вновь атакуют город. В течение дня ими было предпринято около 7 атак, однако все они не имели успеха и были отбиты.
В ходе боев было уничтожено более 2000 бойцов Красной Армии. Бывший в то время редактором газеты “Азербайджан” Джейхун бек Гаджибейли писал по этому поводу: “Позор сдачи Баку без боя большевикам смыло гянджинское восстание”.
Однако силы были неравны. Красная Армия бросила на подавление гянджинского восстания все имеющиеся в Закавказье силы. Перед последним штурмом большевики собрали в кулак пять стрелковых и шесть конных полков, 7 спецподразделений, 2 бронеавтодивизиона, 8 бронепоездов, 57 тяжелых пушек и строевые армянские подразделения, не считая как бы неподконтрольные вооруженные армянские банды, численностью в 3000 человек. Город был подвергнут ураганному артиллерийскому обстрелу. Восставшие вынуждены были отступить, эвакуировав из города часть мирных жителей.
По сообщениям Western Gazette и Cheltenham Chronicle большевики при взятии города вырезали 15,000 мусульман, в том числе детей и женщин. Весь город, за исключением армянского квартала, был в руинах. 23 азербайджанских офицера (включая 6 генералов) были немедленно вывезены на остров Наргин и расстреляны на следующий день вместе с 57 другими ссыльными. После этого прокатилась волна восстаний в других регионах Азербайджана, но ни одно из них не превзошло по размаху гянджинское, и все они были подавлены большевиками.
Так свершилась советизация Азербайджана 28 апреля 1920 г. Что касается самого Чингиза Илдырыма, то он был назначен народным комиссаром по военным и морским делам в большевистском правительстве Азербайджанской ССР.
Однако в годы сталинских репрессий в 1937 г он был арестован как вредитель и шпион, провёл 4 года в заключении в тюрьме Сухановского монастыря, и был расстрелян 27 апреля 1941 г. – по иронии судьбы, в тот самый месяц и день, когда он 21 год назад предал Азербайджанскую Демократическую Республику».
Фарид Алекперли, доктор исторических наук, профессор